arheologi (arheologi) wrote,
arheologi
arheologi

Categories:

Крыкин С. М. Легенда о битве на Святом озере

 Не позднее чем в середине XVII в. была письменно зафиксирована повесть «О победе благоверного великого князя Василия Георгиевича како победи прегордого Батыя царя»,
суть которой в следующем: «Во время некое грех ради наших попусти бог поганых татар: и двигнушася на Российские грады: еже пленити их и многия грады повоеваша Галич, и Вологду, и Ярославль и иных много плениша; и безсчисленныя посецающыя люди и крови их пролияша и разоряюще христианское житие проиидоша проклятии и агаряне от Ярославля града Волгою рекою на Кострому град... и сташа между двема реками Волгою и Костромою в мысу... и услышано бысть сие благоверному и великому князю Василию Георгиевичу: князь же повелел собрати все свое воинство противу безбожных агарян... и святаго великомученика Феодора Стратилата в помощь призывающе; и всех святых и воспомянувше великого князя Андрея Боголюбского: како вождаше с собою чудотворную икону пресвятыя богородицы владимирская егда хождаше на брани, да помогает ему и многие рати противных победе: и болгары с нею повоева; тако и сей великий благоветный князь Василий Георгиевич восприят с собою сию чудотворную икону... и отъидоша от града яко два поприща или далее мало и сташа у некоего озера; некоже быстра полки близ между собою и оружие свое извлекоша грешницы, и непригоша лук свои еже состреляти и заклати смиренные и правыя сердцем малое христианское воинство: и внезапу от чудотворного образа Пресвятыя Богородицы возсияша божественные и пресвятлыя лучи... и нападающи на них и пожигая татарския полки смятошася; и мнози от них ослепоша, друг друга не познавшаи вниде в них страх и трепет и оружие их вниде в сердца их и луци их сокрушишася и нападоша на российский полки и побиша их многое множество; останцы же нечестивых изчезоша и погибоша за беззакония своя пленников же российских всех отполониша... и великий князь с ним же боляре, и все воинство и пленники; и приидоша во святую божию соборную и апостольскую церковь: святаго великомученика Феодора Стратилата... пленни же освободившася от работы, агарянская и напрасный смерти... поведоша всюду, како избави их из рук бесерменских: на месте же томи де же стоище с чудотворным образом противу татар поставиша крест и прослы то место святое, близ того места есть озеро и потому же месту прослы Святое езеро: на том же месте и весь поселися... христиане тоя вести имуща у себе о сем чудеси и писание даже и до сего дни».
Близ Костромы на берегу Некрасовского (быв. Святого) озера стоит часовня рубежа XVII—XVIII вв., на куполе которой воспроизведен сюжет битвы и где хранился список легенды. Успех в сражении приписан использованию Феодоровской Одигитрии, с 1613 г. ставшей святыней дома Pомановых.
Кроме костромских краеведов XVIII—XX вв. только Н. М. Карамзин обратил внимание на существование древнего предания о битве русских с татарами. А археолог В. А. Самарянов на основании находок остатков древнего вооружения локализовал и место сражения.
Внимательный анализ сообщений путешественников, летописцев, авторов житийного жанра, историков и археологов относительно событий XIII в. показал следующее. В 1262 г. в русских городах вспыхнуло восстание против администрации завоевателей, носившее организованный характер и проходившее при участии князей. Летописные сообщения содержат разночтения, но нигде не говорится о возмездии со стороны Орды. Особенно детально описаны события в Устюге и Ярославле. Бесермены - мусульманские откупщики дани, собиравшие ее главным образом для великого каана-императора монголов. Улус Джучидов считался самым старшим и претендовал на особые привилегии. Каракорум откупы на Руси отдал в руки хивинских купцов. В 1266 г. после смерти Берке мусульманский гнет на Руси ослаб и ярлык Менгу-Тимура отметил откупы в Золотой Орде.
По ряду свидетельств можно предполагать, что восстание в Ростове, Владимире, Суздале, Ярославле, Переславле, Утюге и др. городах произошло с ведома и даже по сигналу Александра Невского. По-видимому, это и было одной из причин его гибели, а последняя поездка была вызвана необходимостью оправдаться за уничтожение бесермен. Ненавидеть Каракорум у князя были веские основания и случай был подходящий для мести. В 1260—1264 гг. ставленник Берке Арик-буга воевал с братом Хубилаем и в итоге потерпел неудачу. Сторонники каана Хубилая — Джагатаиды и Хулагу — покусились на среднеазиатские и кавказские владения Джучидов. Берке был разбит в Маверранаре и начал длительную войну с Хулагу. Он мог позволить чужими руками истребить имперских откупщиков и тем самым прекратить отправку части дани в Китай.
Сборщики дани часто привлекали значительные отряды. Ярославская легенда о поражении на Туговой горе вполне может относиться к событиям восстания, после чего путь татар естественно пролегал к Костроме, где правил тогда младший брат Александра - Василий Ярославович Квашня. Василий Ярославович был удачливым политическим деятелем и в конце жизни в 1272—1276 гг. стал великим князем, имел заслуги перед церковью. Он особо чтил Феодора Стратилата, посвятил ему храм.
Феодоровская икона, вероятно, каким-то образом, связана с Феодором Стратилатом, святым патроном князя Ярослава — отца Василия и Александра, Ее «обретение» связано с Городцом и Кидекшей, затем с Костромой, с именами Юрия (Георгия) Всеволодича псковского и Василия костромского. Александр умер в Феодоровском монастыре в Городце. Василий похоронен в ц. Феодора Стратилата в Костроме. Таким образом, связь с Ярославом хотя опосредована, но прослеживается неуклонно.
В настоящее время принято считать, что Феодоровская одигитрия написана не позднее 1239 г. Возможно, она могла служить хоругвью победоносному отряду Василия Ярославича в событиях 1262 г.
 
АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ
Краткие тезисы докладов к предстоящей научно-практической конференции
1988 год
Tags: 1988, Крыкин, письменность
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment