arheologi (arheologi) wrote,
arheologi
arheologi

Categories:

Линцбах Ю. Е. Атрибутация иконы «Пророки» из собрания Псковского музея

В 1981 г. в мастерскую реставрации и техники живописи Института им. И. Е. Репина поступила икона из собрания Псковского музея, значащаяся по каталогу: «Пророки Зоровавель и Иоиль».
Икона находилась под записями конца XIX в. По характерному геометрическому орнаменту на полях, по манере записи, а также по размерам щита иконы и особенностям крепления досок было сделано предположение, что памятник происходит из того же иконостаса, что и несколько ранее раскрытых в мастерской икон псковской школы конца XVI — начала XVII вв. Это — иконы «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Преполовение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение» и одна из пророческого чина иконостаса, по каталогу значащаяся: «Пророки Софоний и Нафан».
На всех этих иконах были многослойные темперные и масляные записи, в целом повторяющие композицию и рисунок автора. Сходство слоев записей на разных иконах позволило предположить, что каждое поновление охватывало весь иконостас. Характерно также, что на всех иконах авторская позолота фонов и полей почти полностью утрачена (вероятно соскоблена), так что, например, на иконе «Пророки Софоний и Нафан» авторской надписи на фоне не сохранилось.
С самого начала осмотра вновь поступившей иконы удивили некоторые иконографические несообразности. Во-первых, вызвало сомнение изображение царя Зоровавеля, который пророком не был, в пророческом чине иконостаса. Во-вторых, текст пророчества на свитке Зоровавеля принадлежит пророку Захарии, хотя и имеет косвенное отношение к Зоровавелю (Ветхий Завет. Захария. 8. 13). В-третьих, показалось странным, что пророк Иоиль изображен в одеждах пустынника, хотя пророчество на его свитке действительно принадлежит пророку Иоилю (Ветхий Завет. Иоиль. 3. 18).
Возникло предположение, что здесь мы столкнулись или с намеренным исправлением, или с ошибкой поновителей.
Большие надежды возлагались на результаты физико-химических исследований. Но, к сожалению, рентгенографирование иконы показало только наличие записей, приблизительно совпадающих по рисунку с авторским изображением, наличие авторской графьи, довольно хорошую сохранность авторского красочного слоя. Никаких следов надписи на фоне не выявлено, а толстый слой свинцовых белил на изображении свитков в слое записи полностью исключил возможность прочтения авторских текстов пророчеств.
Таким образом, прояснить ситуацию могло только полное раскрытие авторского изображения. Из-под двух слоев грубых, поздних записей, фрагментарных прописок, чинок левкаса, олифных наслоений открылась прекрасная икона, которая по своим стилистическим и живописным особенностям может быть отнесена к концу XVI — началу XVII вв. Предположение о том, что она происходит из иконостаса, что и перечисленные в начале иконы, подтверждается сходством их живописной манеры.
Как и ожидалось, авторская позолота на фоне почти полностью утрачена, так что от авторской надписи не осталось ничего, кроме двух небольших частиц киновари, а также графьи, по которой можно судить лишь о высоте букв и месте расположения надписи. Кроме того, открылась графья, очерчивающая нимб «Зоровавеля», в то время как «Иоиль» изображен без нимба.
Свитки же были поновлены дважды, причем тексты в обеих записях абсолютно совпадают по содержанию. Авторские тексты пророчеств на свитках — совсем иные. Установление принадлежности новооткрытых пророчеств должно определить, кто же все-таки изображен под именами «Зоровавель» и «Иоиль».
Текст пророчества на свитке «Зоровавеля» гласит: «Так говорит Господь. Радуйся зело дщи Сионова, проповедуй, дщи Иерусалимова. Се Царь твой грядет кроток». В Ветхом Завете среди пророчеств Захарии находим: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на молодом осле...» (Ветхий Завет. Захария. 9. 9).
Дополнительное подтверждение того, что на иконе действительно изображен пророк Захария, мы находим в журнале «Изограф», выпускавшемся Синодальной типографией в Петербурге в 1882—1885 гг. В одном из выпусков этого журнала есть прорись иконы «Похвала Богородицы» и иконографическое ее описание.
Среди пророков, изображенных вокруг Богородицы есть и Захария. Описание гласит: «Захария — юноша, безбородый, с короткими волосами, в правой руке держит серп, в левой — хартию: «Радуйся зело дщи Сионова, проповедуй дщи Иеросалимова, яко царь твой грядет. Захареи. 9.». Изображение Захарии на прориси иконографические подобно изображению на исследуемой иконе. Текст пророчества на свитке «Иоиля» гласит: «Возсияет звезда от Иакова и восстанет человек от Израиля». В Ветхом Завете в 4-й книге Моисея «Числа» мы находим: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых». Это пророчество принадлежит волхву Валааму. Становится понятным и отсутствие нимба, и одежды пустынника у Валаама находят себе объяснение.
В том же описании иконы «Похвала Богородицы» в журнале «Изограф» читаем о Валааме: «... изображен в пещере, в самом низу иконы; без нимба, с белой повязкой на голове, борода круглая, небольшая, в левой руке восьмиугольная звезда, в правом — хартия: «Возсияет звезда от Иакова и восстанет человек от Израиля и погубит князи Моавля и пленит вся сыны Сифовы. Израил сотвори крепостию. (4 Моис. 24)».
Итак, на новооткрытой иконе изображены пророк Захария и волхв Валаам. Остается только догадываться, какими мотивами руководствовались поновители прошлого века, переделывая их в Зоровавеля и Иоиля. Могли быть причины, связанные с меняющимися богословскими установками. Но вероятна также ошибка по невнимательности или недостатку знаний поновителей при уже утраченной к моменту поновления надписи на фоне.
Атрибуция этого памятника дает возможность определить его место в пророческом ряду иконостаса. Тот факт, что волхву Валааму принадлежит первое мессианское пророчество, а также то, что в иконе «Похвала Богородице» он изображен в самом низу, в пещере, свидетельствует о том, что его изображение должно быть наиболее удалено от центра пророческого ряда. А направление движения Захарии и Валаама влево на нашей иконе приводит к выводу, что икона помещалась в правом конце пророческого ряда.
Художественные достоинства этого памятника несомненны. Изысканность рисунка, сложность движения фигур, связанность их друг с другом, плотность и цельность композиции, живописная тонкость при ограниченной палитре восхищают зрителя.
Атрибуция в данном случае не только дает возможность памятнику занять свое место в сложной и точной композиции всего иконостаса, но и открывает пути для дальнейших более глубоких иконографических изысканий.

АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ
Институт археологии Российской Академии Наук
Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА
1987 год
Tags: 1987, Линцбах, псковская икона, псковский музей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments