arheologi (arheologi) wrote,
arheologi
arheologi

Category:

Уртанс Ю.В. Два вида культовых камней с выемками в Латвии

В последние десятилетия изучение культовых камней Латвии значительно продвинулось вперед.
Из общей массы культовых камней выделено несколько видов (камни - «следовики», камни с небольшими конусообразными выемками, камни со знаками), предприняты попытки датировать и атрибутировать эти объекты. Данные исследования показали, что культовые камни имеют широкий диапазон датировок - от конца каменного века до позднего средневековья.
Продолжая уже начатые исследования, обратимся к рассмотрению еще двух видов латвийских камней с выемками.
Первый вид представлен тщательно обработанными камнями, которым придана форма цилиндра. Высота цилиндрических камней над землей - от 0,45 до 1 м, диаметр от 0,74 до 1,8 м. Внешняя отделка верхней половины некоторых камней имеет каннелюроподобный вид. Нижняя часть камней, которая скрывалась под землей, только грубо оббита. Поверхность камней выровнена и в середине выбита цилиндрообразная выемка. Диаметр выемок – от 0,20 до 0,61 м, глубина - от 0,05 до 0,22 м. Эти 8 камней, за исключением одного случая, расположены в западной части Литвы.
Второй вид культовых камней представлен 6 камнями небольших размеров (поперечник обычно 0,5-0,7 м) с выемками в виде округлого конуса или котла. Верхний диаметр выемок - от 0,15 до 0,4 м, глубина - 0,1-0,2 м. Так как эти камни имеют небольшие размеры, они редко сохранились на своих первоначальных местах. Эти объекты распространены на юге средней части Латвии.
В Латвии ни один из упомянутых объектов археологически не исследовался, и в письменных источниках языческое использование этих камней не отражено.
Предпринятое в последние десятилетия археологическое исследование литовских культовых камней, где имеются прямые аналогии, позволило датировать латвийские камни этих видов и обозначить общие регионы распространения. Оказалось, что объекты первого вида - 16 памятников - распространены в западной части Литвы между Мажейкяй и Кретингой и вместе с латвийскими камнями образуют единый ареал. Их изучение позволило установить, что эти объекты располагаются в труднодоступных местах - глубоко в лесах и в болотах. У камней вскрыты жертвенные ямы с древностями XVI - XVIII-XIX вв. Цилиндрические камни были установлены в вертикальном положении с использованием небольших валунов. В большинстве случаев цилиндрические камни свалены со своих первоначальных мест. Это объясняется борьбой христианской церкви с язычеством.
Объекты второго вида расположены в северной части средней Литвы. Здесь количество подобных объектов превышает 250.
По письменным источникам и местам расположения таких камней установлено, что они использовались в XVI-XVII в. И в последующих столетиях как жертвенники для поклонения домашним духам. Объекты второго вида, расположенные в северной части средней Литвы, вместе с латвийскими камнями составляют единый ареал.
Латвийские культовые камни обоих видов находятся в северной периферии распространения подобных объектов. Очевидно, они имели схожую с литовскими камнями датировку и языческое использование. Появление в позднем средневековье неизвестных до этого видов языческих культовых камней, которые сделаны с применением новых технических возможностей, указывает на живучесть языческих и синкретических языческо-христианских верований. XVI-XVII вв. в истории Латвии и Литвы были периодом реформации, контрреформации, внедрения католичества и лютеранства. Для этого времени характерны военный действия, голод, эпидемии. Очевидно, все это способствовало отходу крестьян от достаточно поверхностного и до этого христианского миропонимания и актуализации языческих верований. Возможно, что ареалы обоих видов культовых камней указывают и на этническую подоснову этих верований, так как культовые камни первого вида распространены на землях, на которых в позднем железном веке жили курши, а второго вида - на жемайтских и земгальских землях.
АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ
Институт археологии Российской Академии Наук
Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА
1992 год
Tags: 1992, Уртанс, балты, культ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments