?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Даты, предлагаемые исследователями для храма Новое Вознесение в Окольном городе (Полонище) Пскова, существенно расходятся: от XIV до XVI столетия. И. Э. Грабарь и Е Ф. Окулич-Казарин относили церковь к XV в., причем опирались, как и многие другие авторы, на дату "1467 год", которая появилась в результате очевидной ошибки. В 1467 г. (ПЛ 1, 73;ПЛ II, 164) построили не церковь Вознесения, а "церковь каменоу на Полонищи святое Воскресение".
Ю. Е Спегальский (и, вслед за ним, А. А. Бологов) упоминает 1467 г., но датирует четверик, звонницу и притвор уже XVI в. К 1467 г. он относит северную галерею с приделом, а также разобранный в 1830 г. южный придел Одигитрии с галереей. Все авторы, писавшие о храме, указывали на переделки здания в XVII в., но наиболее полно они освещены в статье Л. А. Творогова, нашедшего синодик церкви, подробно перечисляющий работы, произведенные в конце XVII - начале XVIII в. на средства "посадского человека" Михаила Бенедиктова сына Сарпунова. При этом Л. А. Творогов считал ядро существующего храма построенным в середине XIV в. изборским князем Евстафием и его семьей. Здесь, очевидно, произошло существенное удревнение памятника, ведь Евстафием мог быть построен и деревянный храм. Важные сведения о топографии и хронологии женского монастыря Новое Вознесение сообщает И. К. Лабутина.
Опираясь на сообщенные Л. А. Твороговым данные, можно установить дату, до которой было построено ядро существующего храма. На средства Сарпунова при игуменье Анисий сооружен существующий и ныне "на крыльце перед папертию свод каменной", выломаны четыре в "болшой церкви" (четверике), стены храма разобраны до половины высоты, затем надстроены и сделан новый свод, окна растесаны или пробиты новые, больше старых. У Е. Строева (1877) узнаем, что игуменья Анисия упоминается в 1689 г., что дает примерное представление о времени перечисленных работ по коренной перестройке храма.
При игумений Пелагее на храме поставлены глава и крест, а при игумений Ираиде в 1710 г. церковь подверглась ремонту после пожара. Становится ясно, что четырехстолпный храм с тремя абсидами и притвором построен до 1680-х гг. (и, видимо, до 1644 г., к которому относится наиболее ранняя керамида в стенах церкви). Для определения даты постройки первоначального ядра храма обратимся к его архитектуре.
Северная низкая галерея относится к XVII в., об этом свидетельствует форма окна с востока, своды, а также дверной проем с лучковым верхом и уступчатой "рамкой". Галерея разделена на собственно придел, перекрытый коробовым оводом с двумя распалубками в восточной части, и крыльцо, перекрытое коробовым сводом с двумя распалубками. Крыльцо продолжено к югу и включает в себя ныне северный свод Солее древнего трехчастного притвора с запада от храма. Свод коробовый, ориентирован с севера на юг, с востока и запада в него врезаны распалубки. Судя по всему, в XVII в. северная стена притвора была разобрана, а новая поставлена южнее, будучи как бы "вставлена" в древний притвор. К северо-западному углу притвора примыкает двухэтажный объем звонницы с двумя пролетами звона на утолщенной западной стене. Внутри звонницы на первом этаже - прямоугольное помещение с коробовым сводом, сообщающееся с крыльцом XVII в. В двух этажах звонницы прорезаны щелевидные окна. С севера к звоннице примыкает палатка с лестницей в подклет, размещенный только под звонницей. Звонница, судя по всему, одновременна западному притвору.
Перед притвором с запада расположено крыльцо XVII в. с коробовым сводом, который ранее был открыт с запада и обведен "бровкой" с торца, а сейчас "прикрыт" тонкой стенкой с прямоугольной дверью.
Древний западный притвор сохранился хорошо и представляет собой прямоугольный пониженный объем в ширину четверика, перекрытый в средней части высоким коробовым сводом с продольной ориентацией и двумя поперечно ориентированными коробовыми сводами по сторонам, открытыми в среднюю часть. На западной стене притвора сохранились три арочные ниши с уступчатым профилем, образующие пирамидальную композицию по стенам и над арочным проемом входа. Вход изнутри имеет пятигранное обрамление "домиком". Слева от входа расположено щелёвидное окно с внутренним откосом и "крестовидным"- верхом. Внутренняя форма входа в притвор, арочные ниши и щелевидные окна дают широкую дату сооружения притвора и звойкицы; XV-XVI вв.
Как известно, верхняя часть четверика, сомкнутый свод и барабан относятся к концу XVII в. Нижняя часть четверика, а также уступчатый западный портал и членящие фасады четверика на три прясла лопатки одновременны притвору (и, видимо, звоннице). Сохранились центральная и северная абсиды первоначального храма, хорошо видны места примыкания стен и свода южной боковой абсиды: храм первоначально был трехабсидным. Северная боковая абсида (жертвенник) имеет внутри трапециевидную форму и перекрыта коробовым сводом. Эти черты - отсутствие конхи и внутреннего округления боковых абсид - чрезвычайно важны для датировки.
Церковь Новое Вознесение к моменту окончания первого периода строительства была четырехстолпным трехабсидным одноглавым храмом с широким притвором и "башенной" звонницей. Такой тип храма был очень распространен в псковском зодчестве на протяжении XV-XVI вв. Для более точной датировки обратимся к отдельным датирующим деталям. Трапециевидное или прямоугольное очертание боковых апсид внутри известно в ряде памятников XVI в.: церковь Покрова в Знахлицах (1530-1540 гг.), Старое Вознесение (вторая четверть XVI в.), Константина и Елены (первая треть XVI в.), Иоакима и Анны (середина XVI в.), Сергия с Залужья (конец XVI в.), и в двух храмах в Довмонтовом городе в Пскове, датируемых нами серединой XVI в. Центральная абсида церкви Новое Вознесение не имеет валиковых разводов, что в трехабсидных храмах встречается в XVI в.: Георгия в Сенно, Ильи в Добровидках, Константина и Елены, Покрова в Знахлицах, Николы в Острове, Николы в Виделебье, Успенском соборе Святогорского монастыря, Сергия с Залужья. В XV в. только один храм (Михаила Архангела в Кобыльем городище) не имеет валиковых разводов при трехабсидности.
Притворы с тремя коробовыми сводами, боковые из которых обращены в средний и ориентированы поперечно, встречаются только в памятниках XVI в.: притворы - ивановского монастыря, Козьмы и Дамиана с Гремячей горы (1540 г.), Петра и Павла с Буя (1540 г.), Образа на Жабьей лавице, Покрова от Торга (конец XVI в.), Николы от Торга
Тип "башенной" звонницы с двумя пролетами хорошо известен именно в XVI в.: схожие звонницы сохранились в Выбутах (звонница XVI в.), Сенно (первая треть XVI в.), Малах (середина XVI в.).
Как видно из перечисленных аналогий датирующих форм исследуемого храма (жертвенник, центральная абсида, притвор, звонница, а также окно в восточном прясле южного фасада, так называемое "заалтарное окно", характерное для XVI в.), памятник можно отнести ко времени от 1510 г. до конца XVI в., причем с большей 'вероятностью к 1530-1550 гг. Размеры четверика (10 х 10 м) не противоречат такой датировке и наиболее близки к размерам церкви Ильи в Добровидках.
Датировка церкви Новое Вознесение второй третью XVI в. получает неожиданное подтверждение в надписи на иконе Вознесения, происходящей из храма. Уже ЕФ. Окулич-Казарин упоминает икону с надписью внизу "7114 (1606) году". Эта икона еще в 1922 г. находилась в местном ряду иконостаса церкви справа от царских врат (Архив ЛОИА, дневник К. К. Романова, ф. 29, д. 117, л.14-1406.). Во время Великой Отечественной войны образ попал в Новгородский музей (НГМ. КП-10915). На иконе кроме более поздней надписи на дополнительной доске внизу ("Лето 7114 (1606) подписан бысть и обложен сий образ при державе царя и государя великаго князя Василия Ивановича") была раскрыта первоначальная надпись на нижнем поле (Псковская икона ХIII-XVI т. Л., 1990. С.307): "В лето 7050 (1542) при державе царства благоверного великаг(о) князя Ивана Васильевича всея Роуси и при архиепископе великаго Новаград(а) и Пскова владыце Макари(и) написана быс(ть) икона сия повелением раба божия Ионы инока". Этот храмовый образ 1542 г. был написан, скорее всего, для иконостаса новопостроенной каменной церкви. Как установлено, архитектура древних частей храма Новое Вознесение находит близкие аналогии именно среди храмов 1530-1540 гг. Поэтому дату постройки рассматриваемой церкви можно достаточно уверенно отнести ко времени от середины 1530 гг. до 1542 г., а сам памятник поставить в ряд с целой группой небольших и погостских храмов псковской школы второй трети XVI в.
АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ
Институт археологии Российской Академии Наук
Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА
1992 год

Profile

arheologi
arheologi

Latest Month

April 2013
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Powered by LiveJournal.com