arheologi (arheologi) wrote,
arheologi
arheologi

Categories:

Сергина Т. В. Керамика Смоленска XIII-XVII вв. (вопросы технологии и хронологии

Автором исследована коллекция керамики, собранной при работе Смоленской экспедиции МГУ под руководством Д.А.Авдусина в 50-70 гг. Статистические подсчеты производились по данным раскопа XI, имеющего абсолютные хронологические реперы от 1064 до 1605 гг. (Н.Б.Черных, 1972; Н.В.Мясникова, 1980).
Керамика домонгольского Смоленска изучена на материалах V и VIII раскопов Е.В. Каменецкой (Е. В. Каменецкая, 1976). Она пришла к заключению, что по ряду черт (светильники киевского типа, амфоры, ковши с ручками, некоторые орнаменты) можно говорить о южнорусских связях Смоленска. Западноевропейское влияние не прослежено ни по формам, ни по орнаментации. Отмечено преобладание трехцветного изломе, грубых примесей и в основном серого цвета керамики. Из способов обработки поверхности отмечены обвар, изредка ангоб, а также применение поливы.
Отмеченные черты проявляются и в начале интересующего нас периода. Абсолютные даты строительных периодов дают возможность проследить развитие всех технологических черт в течении столетий. В период позднего средневековья смоленская керамика по-прежнему изготавливалась из местных ожелезненных глин, дающих при окислительном обжиге различные оттенки красного цвета. Увеличение числа белоглиняных фрагментов в XVI-XVII вв. связано с широким влиянием, какое оказывало высокоразвитое столичное гончарное ремесло на облик керамики всей Московии. Отсутствие местных выходов белых глин дает основание считать все белоглиняные изделия для Смоленска привозными.
Состав формовочной массы смоленской керамики претерпевает качественное изменение (рис. 1). В XV в. наступил перелом в соотношении мелких и грубых примесей в пользу первых. По-видимому, именно с XV в. следует связывать в Смоленске интенсификацию процесса освоения навыков конструирования керамики способом вытягивания из одного куска глины. Такой способ неизменно связывается с использованием тонких формовочных масс (ААБобринский, 1978).

Однако подавляющая часть донцев и придонных частей сосудов послемонгольского времени несет следы конструирования спирально-кольцевым методом. Этнографические наблюдения говорят о длительном использовании этого архаичного способа наряду с вытягиванием из одного куска глины - вплоть до середины XX в. Автор полагает, что в Смоленске и в позднем средневековье господствовали круги ручного типа. Единичны находки донцев со следами срезания нитью с круга.
О том, что ножной круг не нашел в городе широкого применения, говорит обычай и клеймения сосудов, который в Смоленске дожил до конца XVI в. Учтено 35 отпечатков, что составляет около 2% всех донцев. По виду изображений отпечатки делятся на 3 группы: простой круг, круг с деталями внутри него, крест в круге. Поскольку отпечатки в виде круга могут быть следами рабочего диска некоторых типов ручных кругов (ААБобринский, 1972) наибольший интерес представляют другие виды оттисков. С XIV в. становятся преобладающими отпечатки креста в круге. Это - одно из наиболее распространенных изображений среди клейм домонгольского времени. Нельзя не согласиться с магическим значением подобных изображений. Этнография свидетельствует, что еще в 20-х гг. XX в. у гончаров существовала вера в магическую силу креста.
О господстве в Смоленске кругов ручного типа говорят и наблюдения за следами неподвижного укрепления оснований сосудов на круге в виде подсыпки песка или дресвы, а также бортики по периметру донцев, возникающие при ручной обработке придонных частей сосудов (А.А.Бобринский, 1978). Количество донцев с такими следами к концу XVI в. достигает еще 48% от общего их числа.

Из способов обработки поверхности в послемонгольское время в Смоленске известны, ангобирование, лощение, применение кроющих полив. Однако, в отличие от Москвы, в Смоленске ангобированная и краснолощеная керамика не составляла заметной группы. Примечательную группу смоленской керамики составляет чернолощеная керамика, которая впервые (по материалам раскопа УС-XI) зарегистрирована в слоях второй четверти XIV в. Заметное увеличение ее количества происходит во второй-третьей четвертях XV в. и еще одно - в начале XVI в. (рис. 3). В течение XVI в. количество ее в слое увеличивается постепенно и к рубежу XVI-XVII вв. она составляет около трети всей массы городской керамики. Четкая тенденция количественного роста говорит о сложении и развитии самостоятельного смоленского производства чернолощеной керамики. Интересно, что в Гродно этот вид керамики появляется также сравнительно рано - на рубеже XIV-XV вв. Это представляется не случайным, ибо западнорусские города испытывали одинаковое культурное влияние, входили в состав польско-литовских земель. Производство чернолощеной керамики в Москве складывается на столетие позднее, и, как представляется, не без влияния Смоленска, вошедшего в состав Московского государства в 1514 г.
Традиция применения кроющих полив тянется в Смоленске с домонгольского периода: около 60% поливной керамики происходит из отложений XII-XIII вв. Почти полное исчезновение поливной керамики в слоях XIV в и небольшое ее число в отложениях XV в. объясняется неблагоприятными внешнеполитическими факторами, испытываемыми городом в это время, в нарушении традиционных связей и прекращении поступления сырья. В слоях XVII-XVIII вв. она составляет массовый материал, но отсутствие четкой стратиграфии затрудняет детальное изучение поливного дела этого периода. Анализ химического состава полив домонгольского и позднесредневекового периодов позволяет констатировать переемственность рецептур обоих периодов. Господствуют глазури класса свинцово-кремнеземных. Пестрота в составах полив одного класса объясняется тем, что стекло варили разные мастера, небольшими порциями, используя различные источники сырья и различные способы.

Обжиг является заключительной стадией керамического производства. Визуально
определимы 3 группы керамики, характеризующие различные виды обжига: полный окислительный представлен фрагментами с однородным красным цветом в изломе (оттенки варьируют от охристого до кирпично-красного); керамику, обожженную в окислительной среде, но с недостаточной выдержкой при высоких температурах, характеризует 2-3-цветный излом с темной серединой; наконец, однородный серый цвет излома черепка может говорить о восстановительной среде обжига. Соотношение групп керамики по обжигу менялось во времени (рис. 2). В XIII-XIV вв. велика доля керамики, несущей следы некачественного окислительного обжига, и в XVI-XVII вв. качественно обожженная керамика доминирует, хотя все еще около трети керамики имеет непрокалившуюся середину. Этнография свидетельствует, что на Смоленщие вплоть до 20-30-х гг. нашего века гончары наряду с двухъярусными горнами пользовались для обжига керамики русскими печами и черными печами.
Суммируя наблюдения над техническими сторонами смоленской керамики позднего средневековья, необходимо выделить XV в., который явился заметной вехой по всем показателям.
АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ
Институт археологии Российской Академии Наук
Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА
1993 год
Tags: 1993, Сергина, керамика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments