arheologi (arheologi) wrote,
arheologi
arheologi

Categories:

Чистова В.А. Изразцы с вазонами XVII в. в Пскове

Изразцы, украшающие многие памятники архитектуры в Пскове и Псковской земле - тема интересная, но, к сожалению, мало изученная. Предметом данного сообщения стала небольшая группа полихромных изразцов с вазонами, украшающих барабаны церкви Михаила Архангела «на Городце» в Пскове и Спасо-Преображенского придела Никольского собора в Изборске.
Украшение барабанов церквей изразцовыми поясами в Пскове традиционно. Достаточно вспомнить такие памятники, как церкви Георгия со Взвоза, Варлаама Хутынского, Сергия с Залужья. Поэтому не случайно на барабанах церкви Михаила Архангела «на Городце» и Спасо-Преображенского придела Никольского собора в Изборске появляются пояса «ценинных» изразцов.
Барабан церкви Михаила Архангела украшен двумя рядами полихромных поливных изразцов. Использованы, в основном, изразцы с геометрическим и растительным орнаментом. Кроме этого, в изразцовом поясе встречаются несколько изразцов с вазонами. На последней группе изразцов мы и остановим наше внимание. Таких изразцов два.
Изразец 1. В центре лицевой пластины - вазон с овальным туловищем и широким горлом. Основание вазона выполнено в виде выпуклого семилистника. Горло украшено орнаментом. В вазон вставлены три цветка, напоминающие тюльпаны.
Изразец 2. В центре - вазон с почти шарообразным туловищем и высоким узким горлом. Основание вазона выполнено в виде выпуклого трилистника. В вазон вставлены три цветка, наминающие тюльпаны. Кроме вазонов с цветами на лицевых пластинах изразцов с правой и елевой стороны расположены части рисунка, который становится понятным при правильном соединении изразцов друг с другом. В месте соединения изразца 1 и 2 появляется изображение цветка со множеством тычинок. Легко заметить, что для полной композиции рисунка необходимо иметь третий изразец, который в изразцовом поясе церкви Михаила Архангела отсутствует. Основной фон описываемых изразцов - салатовый, рисунок выполнен желтой, белой, синей и коричневой эмалями. Сообщить размеры мы не можем.
Закладная плита XVII в., опубликованная Н.Ф.Окулич-Казариным, сообщает о ремонте и перестройке храма в 1694-1695 гг., когда «построена та же церковь архистратига Михаила вновь, и своды верхние...» Следовательно, появление изразцового пояса на барабане можно датировать этими годами.
Второй памятник, декорированный интересующими нас изразцами - Спасо-Преображенский придел Никольского собора в Изборске. Барабан придела, в отличие от церкви Михаила Архангела в Пскове, имеет только один пояс полихромных изразцов, ограниченный изразцовыми валиками. Изразцовый пояс составляют три повторяющихся изразца с вазонами. Первые два изразца аналогичны псковским. В Изборске к этим двум изразцам добавлен третий. На нем - высокий вазон, узкий внизу и постепенно расширяющийся кверху. Основание вазона сделано в виде выпуклого трилистника. В вазон вставлены три цветка. При правильной сборке трех изразцов на стыке изразца 2 и 3 появляется изображение стилизованной гвоздики, 3 и 1 -нераспустившийся бутон. Цветовая гамма изразцов: белый фон, желтая, салатовая, синяя и коричневая эмали. Размеры изразцов мы не знаем. О времени появления этих изразцов в Изборске говорить трудно, но, вероятно, это 90-е годы XVII в., так как в это время такие изразцы появились в Пскове.
Изразцы с вазонами, украшающие названные выше памятники, имеют аналогии среди московских, ярославских, угличских и суздальских изразцов.
В Москве такие изразцы появляются раньше, чем в других местах. Так в изразцовом поясе на барабане надвратной церкви Андрея Стратилата в Андреевском монастыре (1675 г.) использованы три повторяющихся изразца с вазонами. Изразцы повторяются в той же последовательности, что и на барабане Спасо-Преображенского придела Никольского собора в Изборске. Размеры этих изразцов 24 х 21. В монастыре была и печь, выложенная такими изразцами.
Интересующую нас группу изразцов с вазонами можно увидеть и на церкви Николы в Хамовниках (1676-1679 гг.). Изразцы с рисунками 1 и 2 укреплены «на угол» в тимпанах кокошников. Но основной фон изразцов - зеленовато-голубой, как на псковском памятнике.
Как уже говорилось выше, аналоги псковским изразцам есть и в Ярославле. Ширинки крылец и галерей церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (1671-1681 гг.) украшают «ценинные» изразцы, среди которых встречаются изразцы, интересующей нас группы. Но цветовая гамма ярославских изразцов иная: основной фон - салатовый, желтая, белая, синяя эмали, коричневая полива. Размеры лицевых пластин изразцов: 24,4 х 23,8. Изразец 1 такого размера и такой цветовой гаммы находится в фондах музея-заповедника «Абрамцево» под NД-1210. Такой же набор изразцов, как на церкви Иоанна Предтечи в Толчкове, украшает колокольню в Коровниках (1680-е годы). Видимо, в данном случае мы можем предположить, что ярославские гончары, изготовившие изразцы для церкви Иоанна Предтечи в Толчкове и для колокольни в Коровниках, видели московские изразцы и изготовили свои по московским образцам.
В наружном декоре церкви Иоанна Предтечи Алексеевского монастыря в Угличе (1681 г.) использованы изразцы с рисунком 2 и 3. Они вставлялись поодиночке в ширинки лопаток паперти и придела. Их размеры отличны от ярославских - 24 х 22,5 и 21,3 х 21. Фон зеленовато-голубой, желтая, зеленая, синяя, белая эмали. Фасады церкви Рождества Иоанна Предтечи в Воскресенском монастыре (1689-1690 годы) также щедро украшены полихромными рельефными изразцами «с вазонами». На парапете лестничного всхода и с западной стороны подклета изразцы вкомпанованы в ширинки. С.А.Маслих считает, что изразцы в Угличе сделаны московскими мастерами. (С.А.Маслих. Русское изразцовое искусство XV-XIX веков. М., 1976.).
Аналоги интересующей нас группы изразцов «с вазонами» можно увидеть и в наружном убранстве собора Ризоположения из Ризоположенского монастыря в Суздале. Этот собор (1688 г.) «обстроили» зодчие Мамин, Шмаков и Грязное. В декоре собора использованы изразцы с рисунком 1 и 3. Изразцы с рисунком 1,2, 3 украшают и Святые ворота Ризоположенского монастыря, выстроенные теми же мастерами. На восточном фасаде ворот - изразец 2, на западном фасаде западного притвора, над дверью -1,3.
Интересующая нас группа полихромных изразцов с вазонами появляется в Москве в 70-е годы XVII в. Возможно, их появление связано с переводом в Москву из Ново-Иерусалимского монастыря мастеров «ценинного дела». Изразцы, украшающие псковские памятники, названные выше, как уже было сказано, можно отнести к 90-м годам XVII в. и они аналогичны московским, ярославским, угличским и суздальским. Исходя из сказанного, учитывая хронологию приведенных памятников, можно назвать местом происхождения изразцов «с вазонами» Москву.
Но, возможно, делать окончательные выводы о происхождении и распространении полихромных поливных изразцов интересующей нас группы еще рано. И совместная работа археологов, историков и искусствоведов, несомненно, может уточнить отдельные положения настоящего сообщения.
АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ
Институт археологии Российской Академии Наук
Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА
1993 год
Tags: 1993, Чистова, керамика, ремесла
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments