?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Очередной съезд славистов проходил в Братиславе (Словакия) 31 августа - 7 сентября 1993 г. В нем приняло участие свыше 1000 исследователей - лингвистов, литераторов, фольклористов, топонимистов, этнологов, искусствоведов и археологов из 35 стран. На пленарном заседании и 34 секциях было заслушано и обсуждено более 750 докладов. Такие Международные форумы собираются один раз в 5 лет и отражают результаты деятельности в различных направлениях славистики.
Немало внимания в работе XI съезда уделено было вопросам этногенеза, истории и культурны древних и средневековых славян. В докладе «Древние славяне на Дунае (южный фланг). Лингвистические наблюдения» О.Н.Трубачев (Россия) пытался обосновать тезис о расселении древнейших славян на среднем Дунае. Ранее этот исследователь аргументировал это положение языковыми данными, прежде всего, тесными связями праславян с праиталийскими племенами. Теперь О.Н.Трубачев продолжил изыскания в этом направлении, выяснив ряд дополнительных славянских элементов в ранней эпиграфике и топонимике Среднего Подунавья.
В докладе В.В.Седова (Россия) «Становление и этногенез славян по данным археологии и топонимике» речь шла о зарождении славянского этноса в древнеевропейской этноязыковой общности, существовавшей в Средней Европе во 2 тыс. до н.э. (среднеевропейская культурно-историческая общность полей погребенных урн). В начале железного века общность дифференцировалась - из нее вышли и начали самостоятельное развитие кельты, иллирийцы, венеты, италики, германцы и славяне. Древнейшей славянской является культура подклошевых погребений в бассейнах Вислы и Варты (400-100 гг. до н.э.). Славянский ареал не был замкнутым пространством, археология свидетельствует об инфильтрации в славянскую среду сначала кельтов, потом германцев, а несколько позднее на юго-востоке складывается славяно-иранский симбиоз.
Славянская топонимика, как и кельтская или германская, сформировалась только в период самостоятельного развития языка и этноса. На своей прародине эти этносы пользовались древнеевропейскими водными наименованиями и только позднее в процессе освоения новых территорий появляются собственно славянские, кельтские, германские и другие гидронимы. Таково происхождение архаических славянских водных названий в Правобережной Украине (О.Н.Трубачев) или в Северо-Восточном Прикарпатье (Ю.Удольф).
В выступлении В.В.Мартынова (Беларусь) «Этногенез славян. Язык и миф» отстаивалась висло-одерская прародина славян, прежде всего, на основе ранних славяно-германских языковых контактов. В славянской мифологии докладчик выделяет два слоя - ранний (культ Перуна и Велеса), относимый к лужицкой культуре (в языковом отношении - западнобалтская или славяно-прусская общность), и следующий, характеризуемый значительным иранским вкладом в славянскую топонимику со следами дуализма (Бог-Див, Стрибог-Дажбог, Хорс-Сварог).
Вопросам расселения ранних славян в Северном Подунавье был посвящен доклад Б.Хроповского (Словакия) «Проблема древнейшего славянского освоения Карпатской котловины в аспекте этногенеза славян». Исследователь утверждал, что славянское население в этом регионе появилось не в раннем средневековье, как считают многие археологи, а еще в римское время (прешовская культура, восходящая к провинциальноримским древностям Повисленья).
Современному состоянию славяно-готской тематики был посвящен доклад М.Казанского (Франция) «Славяне и готы, их взаимоотношения по данным археологии». Докладчик говорил о миграции готов из регионов Нижнего Повисленья на Волынь и в земли Северо-Западного Причерноморья. Здесь они вместе с аборигенами сформировали Черняховскую культуру. Славянам М.Казанский отводит только киевскую культуру, а более северные области Поднепровья - балто-славянам. В IV в. н.э. славяне появляются в землях, примыкающих к нижнему Дунаю (древности типа Этулии). В Северном Поднестровье славяне имели соседские контакты с готами, более тесными были взаимоотношения их в нижнедунайском регионе.
Л. А. Тышкевич (Польша) в выступлении «Причины и начало первой миграции славян на Дунай» на основании исключительно письменных источников утверждал, что славяне в древности жили в Восточной Европе. В I тыс. до н.э. это были невры Геродота, в начале нашей эры - венеды римских авторов. Славяне были отрезаны от греко-римского мира номадским барьером, а со II в. н.э. - готами. На Дунае славяне появились впервые в IV в. н.э., вероятно, вместе с сарматами. Освоение же Дунайского региона относится к гуннскому времени - в Причерноморье гунны впитали в свою среду большую массу славян и антов и после 375 г. двинулись в Подунавье.
Ряд докладов был посвящен раннесредневековой истории и культуре Среднего Подунавья. Обстоятельная характеристика материальной культуры, архитектуры и искусства славян Великоморавского государства была дана Т.Штефановичевой (Словакия) в докладе «Положение и место Великой Моравии в свете данных археологии». Выгодное историческое и географическое положение Великой Моравии во многом способствовало культурным и торговым контактам ее с соседями и Византией. Эта тема анализировалась в докладе А.Чапловича (Словакия). Интересные положения содержались в докладе А.Рутткаи (Словакия) «Место славян в образовании Венгерского королевства в свете археологических источников». Значительную часть населения этого государства составляли славяне, которым принадлежит основная роль в формировании венгерской государственности, развитии культуры и распространении христианства. С большим интересом был выслушан доклад М.Хануляка (Словакия) «К взаимоотношениям язычества и христианства по данным археологии», в котором получил обстоятельную характеристику переходный период, длившийся с IX по XII в. (время синкретизма язычества и христианства).
Условиям становления государственности у славян Среднего Подунавья было посвящено выступление М.Кучера (Словакия), рассмотревший период от Само до расцвета Великой Моравии. Большую дискуссию вызвало выступление И.Боба (США), который утверждал, что ядро Великой Моравии находилось не в сегодняшней Моравии, а в южной части Среднего Подунавья с центром в Сирмиуме.
Одной из основных на Съезде была проблема великоморавского наследия. Ее рассмотрение было начато пленарным докладом Н.И.Толского (Россия) «Роль великоморавской традиции в славянской культуре», в котором подчеркивалось историческое значение создания славянской письменности в сложении национальных культур славянских народов. Большое внимание было уделено роли кирилло-мефодиевской традиции в древнерусском летописании, законотворчестве, литературе, а также роли Болгарии в сохранении и развитии наследия, оставленного славянскими просветителями и их учениками. По этой проблематике были прочитаны доклады В.Вавржиняка (Чехия) «Миссия Кирилла и Мефодия в историческом и культурном контексте современной Европы», Е.М.Верещагина (Россия) «Вновь найденное богослужебное последование обретению мощей Кирилла Римского - возможное поэтическое произведение Кирилла Философа» и А. А. Медынцевой (Россия) «Кирилло-Мефодиевская традиция в Древней Руси (предметы христианского культа X-XIH вв.)», построенного в значительной степени на данных археологии.
К сожалению, археология пока не заняла должного места на Международных съездах славистов. В рамках Международного комитета славистов решено образовать Международную комиссию по славянской археологии, что, возможно, будет способствовать сближению археологии с другими славистическими науками.
АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ
Институт археологии Российской Академии Наук
Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА
1993 год

Profile

arheologi
arheologi

Latest Month

April 2013
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Powered by LiveJournal.com