arheologi (arheologi) wrote,
arheologi
arheologi

Category:

Кузьмин С.Л. Об одной группе погребальных памятников второй половины 1 тыс. н. э.

Сложная культурно-историческая ситуация конца 1 тыс.н.э. на северо-западе Руси отразилась в многообразии погребальных памятников. В результате исследований последних лет становится ясным, что помимо двух основных групп памятников погребальных сооружений (сопки и насыпи культуры длинных курганов) существуют еще и другие курганы, имеющие как собственную специфику, так и сочетающие характерные признаки групп, указанных выше.
Предварительно эти памятники были выделены на основе внешних признаков и ландшафтной приуроченности. Чаще всего это высокие (2 м и более) крутообразные насыпи, встречающиеся поодиночке или в небольших группах, расположенные в специфических условиях стыка ландшафтных зон: на границе песка и суглинка, в смешанных лесах. Западные районы Новгородской земли (Полужье, Поплюсье, Причудье) в настоящий момент достаточно хорошо изучены. Погребальные памятники второй половины 1 тыс.н.э. детально картированы и исследованы раскопками, что позволяет им дать сравнительную характеристику.
Помимо трех сотен пунктов, где известны насыпи культуры длинных курганов, и сотни пунктов с сопками, в границах региона выявлено около 40 памятников, относящихся по внешним признакам к рассматриваемой категории погребальных древностей. Раскопкам подвергалось 10 насыпей в трех пунктах - Славенка Лужского р-на Ленинградской обл. (раскопки Н.И.Платоновой 1982 г., 3 кургана), Которск Плюсского р-на Псковской обл. (раскопки С.Л.Кузьмина, 1988 г., 1 курган), Березицы Стругокрасненского р-на Псковской обл. (раскопки С.Л.Кузьмина, 199 I г., 6 курганов).
В ходе раскопок выяснилось, что какого-либо набора признаков, позволяющих объединить данные курганы в устойчивый тип, нет. Скорее напротив, для этой группы вообще характерно отсутствие устойчивой обрядности, и она выделяется на фоне других полярных погребальных традиций (сопки и насыпи культуры длинных курганов) как бы негативно, Отличиями от «классических» погребальных сооружений второй половины 1 тыс. н. э
От насыпей культуры длинных курганов данные курганы отличаются отсутствием мощных рвов-подрезок, создающих иллюзию высоты, хотя в большинстве случаев зафиксированы кольцевые ровики. Даже в самых крупных могильниках (Березицы 1, Славенка 1) отсутствуют валообразные насыпи, что, напротив, не характерно для культуры длинных курганов. Все курганы содержали от двух до пяти погребений по обряду кремации на стороне. В некоторых курганах Славенки и Березиц прослеживается вертикальное членение насыпи, соответствующее этапам ее возведения по мере совершения новых захоронений. Курган в Которске и два кургана Славенки и Березиц сооружались в один прием. Такое членение напоминает аналогичные традиции, существовавшие в культуре длинных курганов. Часть курганов развивается в высоту, часть представляет собой заранее подготовленные платформы, иногда даже не содержащие погребений. В Которске и Словенке отсутствовали каменные конструкции и ритуальные кострища. Напротив, в группе Березицы 1 в большинстве курганов они есть. В трех случаях зафиксировано помещение валуна на вершину насыпи, в ряде случаев - накрывание им погребения. Подобные детали обряда в рассматриваемом регионе известны как в сопках (Пристань 1), так и в культуре длинных курганов (Которск XII). Погребения размещаются в самых различных частях насыпей (в грунтовых ямках, на материке, в насыпи, в вершине), зафиксированы погребения во рву (Которск) и за его пределами (Березицы 1), а так же «поверхностные» захоронения.
Происходящий из курганов инвентарь не богат, но позволяет сделать ряд интересных наблюдений. Если в Березицах встречена керамика баночной формы и вещи, имеющие массовые аналогии в культуре длинных курганов (височное кольцо с напущеной синей бусиной, квадратные бронзовые бляшки с тисненым орнаментом, синие бусы), то погребение кургана из группы Которск IV дало яркий вещевой комплекс, связанный с иной культурной традицией, представленной в сопках и связанных с ними поселениях (височное кольцо с завитком наружу, так называемый «накосник»). Ряд вещей не имеет четкой культурно-хронологической привязки (ножи, спиральные пронизки). Заметим, что вещевой комплекс, близкий культуре длинных курганов, происходит из курганов, наименее сходных с ее насыпями, но имеющими ряд деталей обрядности, известных по сопкам региона (Березицы). В то же время курган 1 группы Которск IV наиболее близок в своем устройстве насыпям культуры длинных курганов, но именно из него происходят «сопочные» вещи.
Датировать исследованные курганы лишь на основании инвентаря погребений сложно (может быть, лишь курган у д. Которск - IX-X вв.). Их позднюю дату и сравнительно недолгий период бытования подтверждают два косвенных аргумента: как малое количество самих памятников, так и небольшие размеры могильников; во всех трех случаях вблизи них исследованы древнерусские курганы XI в., а в двух насыпях в Славенке обнаружены впускные трупоположения, датируемые не позднее первой трети XII в. Вообще, близкое соседство с древнерусскими памятниками (в ряде случаев это практически единые могильники) характерно для рассматриваемых курганов.
Все четыре десятка пунктов с рассматриваемыми здесь курганами локализуются исключительно в зоне непосредственных контактов носителей погребальных традиций культуры длинных курганов и сопок, в местах их чересполосного бытования. Их нет ни в Причудье, ни в Верхнем Полужье. Очевидно, данная группа памятников фиксирует одну или несколько форм взаимодействия древних разнокультурных коллективов, ведущего, в конечном счете, к интеграции в рамках древнерусской культуры.
АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСКОВА И ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ
Институт археологии Российской Академии Наук
Псковский государственный научно-исследовательский археологический центр
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА
1993 год
Tags: 1993, Кузьмин, курганы, могильник
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments